О депутатском расследовании


ЯКУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ

от 26 февраля 2014 г. N 179-НПА

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕПУТАТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

ЯКУТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

Принят решением

Якутской городской Думы

от 26 февраля 2014 г. РЯГД-6-11

Настоящий нормативный правовой акт (далее - Положение) определяет основания, порядок и сроки проведения депутатами Якутской городской Думы депутатского расследования, права и обязанности должностных лиц органов местного самоуправления, граждан и негосударственных организаций в связи с проведением депутатского расследования.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Положения используются следующие понятия:

депутатское расследование - форма осуществления контрольной деятельности Якутской городской Думы, совокупность процедур и действий, осуществляемых специальной комиссией Якутской городской Думы, образованной из числа депутатов Якутской городской Думы, уполномоченной для проведения депутатского расследования;

воспрепятствование проведению депутатского расследования - противоправные действия (бездействие) руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, руководителей общественных объединений, направленные на создание препятствий в осуществлении законных процедур и действий специальной комиссии Якутской городской Думы, уполномоченной проводить депутатское расследование;

должностное лицо - лицо, замещающее должность с определенным кругом полномочий, либо занимающее должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий определенного органа местного самоуправления, либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, а также в организациях, независимо от их организационно-правовой формы;

лицо, привлекаемое к депутатскому расследованию - руководители и другие должностные лица органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, руководители общественных объединений, предоставляющие информацию, необходимую для проведения депутатского расследования, а также приглашенные для участия в заседаниях и слушаниях, проводимых специальной комиссией, уполномоченной проводить депутатское расследование;

организации, осуществляющие деятельность на территории городского округа "город Якутск", - юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории городского округа "город Якутск", а равно осуществляющие деятельность на территории городского округа "город Якутск" посредством открытия филиалов, представительств и в иных формах;

предмет депутатского расследования - соблюдение и исполнение должностными лицами муниципальных правовых актов, обоснованность принятия решений органами местного самоуправления, муниципальными органами, организациями, независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими деятельность на территории городского округа "город Якутск" и (или) их должностными лицами;

форма работы специальной комиссии Якутской городской Думы, уполномоченной проводить депутатское расследование - способ получения Якутской городской Думой информации для осуществления контрольной деятельности, установленной законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Саха (Якутия), Уставом городского округа "город Якутск", Регламентом Якутской городской Думы и иными нормативными правовыми актами городского округа "город Якутск".

Статья 2. Правовая основа проведения депутатского расследования

Правовую основу проведения депутатского расследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные федеральные законы, законы Республики Саха (Якутия), Устав городского округа "город Якутск", Регламент Якутской городской Думы и иные нормативные правовые акты городского округа "город Якутск".

Статья 3. Основания для проведения депутатского расследования

1. Основанием для проведения депутатского расследования является поступившая к депутату Якутской городской Думы информация о случаях нарушений должностными лицами положений Устава и иных муниципальных правовых актов городского округа "город Якутск", в том числе:

1) прав и свобод человека и гражданина;

2) бюджетного процесса городского округа "город Якутск";

3) установленного порядка формирования и исполнения целевых программ и планов социально-экономического развития городского округа "город Якутск";

4) установленного порядка распоряжения муниципальной собственностью городского округа "город Якутск".

Статья 4. Специальная комиссия Якутской городской Думы, уполномоченная проводить депутатское расследование

Специальной комиссией Якутской городской Думы, уполномоченной проводить депутатское расследование, является временная комиссия, образуемая решением Якутской городской Думы (далее - Комиссия).

Статья 5. Инициатива проведения депутатского расследования

1. Право осуществления инициативы проведения депутатского расследования принадлежит депутатам Якутской городской Думы.

2. Депутат Якутской городской Думы вправе внести на рассмотрение Якутской городской Думы проект решения о проведении депутатского расследования, в котором указываются:

а) предмет данного депутатского расследования;

б) срок проведения депутатского расследования.

3. К проекту решения Якутской городской Думы прилагается пояснительная записка с изложением оснований проведения депутатского расследования, разъяснением общественной значимости предмета депутатского расследования, указанием источника получения информации, обоснованием необходимого обеспечения деятельности Комиссии.

4. Решение Якутской городской Думы о проведении депутатского расследования принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Якутской городской Думы.

Статья 6. Формирование Комиссии

1. Состав Комиссии утверждается из состава депутатов Якутской городской Думы решением Якутской городской Думы или распоряжением председателя Якутской городской Думы.

2. Количественный состав Комиссии не может быть менее трех человек.

3. Принципы формирования персонального состава Комиссии определяются Якутской городской Думой самостоятельно.

4. Члены Комиссии самостоятельно избирают председателя и заместителя председателя комиссии на первом заседании.

Статья 7. Период депутатского расследования

1. Днем начала депутатского расследования является день официального опубликования решения Якутской городской Думы о проведении депутатского расследования.

2. Срок депутатского расследования устанавливается Якутской городской Думой. Срок работы Комиссии не может превышать срока окончания полномочий депутатов Якутской городской Думы данного созыва.

Статья 8. Права и обязанности лиц, привлекаемых к проведению депутатского расследования

1. Лица, привлекаемые к проведению депутатского расследования, вправе знакомиться с протоколом заседания Комиссии, в котором они принимали участие, а также приобщать к нему свои пояснения и возражения в письменном виде.

2. Должностные лица обязаны выполнять требования Комиссии, предусмотренные настоящим Положением, в том числе представлять в установленные сроки достоверную и объективную информацию, являться на заседания и слушания Комиссии, отвечать на поставленные вопросы по существу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также соблюдать установленный порядок деятельности Комиссии.

Статья 9. Самостоятельность работы Комиссии

Комиссия самостоятельна в своей работе при проведении депутатского расследования. Вмешательство в работу Комиссии при проведении ею депутатского расследования со стороны депутатов Якутской городской Думы, не входящих в состав Комиссии, должностных лиц и граждан не допускается.

Статья 10. Задачи Комиссии

1. Комиссия в ходе проведения депутатского расследования:

1) оценивает достоверность информации по предмету депутатского расследования, поступившей в Комиссию;

2) делает выводы о наличии нарушений Устава городского округа "город Якутск" и (или) иных муниципальных правовых актов;

3) устанавливает должностных лиц, чьи решения, действия (бездействие), по мнению Комиссии, повлекли нарушение Устава городского округа "город Якутск" и (или) иных муниципальных правовых актов, прав и свобод граждан;

4) подготавливает мотивированное заключение по итогам депутатского расследования;

5) недопущение совершения нарушений, предусмотренных статьей 3 настоящего нормативного правового акта, а также принятие мер по предупреждению таких нарушений.

Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ КОМИССИИ

Статья 11. Права Комиссии

1. В целях полноты и объективности депутатского расследования Комиссия вправе:

1) приглашать должностных лиц и граждан на заседания и слушания Комиссии;

2) запрашивать информацию, необходимую для проведения депутатского расследования;

3) собирать и систематизировать информацию, имеющую отношение к предмету депутатского расследования, с учетом законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

4) принимать решения о привлечении к работе Комиссии специалистов-экспертов на добровольной безвозмездной основе;

5) поручать членам Комиссии, специалистам-экспертам, привлеченным к работе Комиссии, проведение сбора информации, необходимой для проведения депутатского расследования;

6) использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, фотоаппаратуру;

7) производить фотографирование, звукозапись, видеосъемку информации, имеющей отношение к предмету депутатского расследования, заседаний и слушаний Комиссии;

8) осуществлять иные действия, необходимые для проведения депутатского расследования.

Статья 12. Ограничения деятельности Комиссии

1. Комиссия не вправе:

1) проводить депутатское расследование в отношении должностного лица, которое является подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или осужденным по уголовному делу, возбужденному по тем же основаниям, по которым проводится депутатское расследование;

2) запрашивать материалы предварительного расследования по уголовному делу, а также материалы уголовного дела, находящиеся в производстве суда;

3) вмешиваться в процессуальную деятельность органов внутренних дел, дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по находящимся в их производстве делам об административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам.

Статья 13. Обязанности и ответственность члена Комиссии, специалиста-эксперта, привлеченного к работе Комиссии

1. Член Комиссии, специалист-эксперт, привлеченный к работе Комиссии, обязаны:

а) участвовать в работе Комиссии;

б) исполнять поручения Комиссии;

в) предоставлять исключительно Комиссии всю информацию, полученную ими по предмету депутатского расследования.

2. Член Комиссии обязан подписывать мотивированное заключение Комиссии по итогам депутатского расследования и иные документы Комиссии. В случае своего несогласия с содержанием мотивированного заключения Комиссии по итогам депутатского расследования или иного документа Комиссии член Комиссии вправе сделать об этом соответствующую запись рядом со своей подписью, а также изложить свое особое мнение в письменном виде.

3. Информация по предмету депутатского расследования, которая стала известна в ходе проведения депутатского расследования члену Комиссии, специалисту-эксперту, привлеченному к работе Комиссии, не может быть передана в средства массовой информации либо распространена в иной публичной форме до завершения депутатского расследования. Указанные лица до завершения депутатского расследования не вправе высказывать свое мнение о ходе и обстоятельствах депутатского расследования.

4. В случае неисполнения членом комиссии своих обязанностей, в том числе неоднократного отсутствия на ее заседаниях независимо от причины, а также неисполнения требований частей 1, 2, 3 настоящей статьи, Комиссия вправе принять решение о внесении на рассмотрение Якутской городской Думы проекта решения об исключении его из состава Комиссии и включении в состав Комиссии другого депутата Якутской городской Думы.

Глава 3. ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ

Статья 14. Формы работы Комиссии

1. Комиссия использует следующие формы работы:

1) заседания;

2) слушания;

3) направление запросов в органы местного самоуправления, организации, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа "город Якутск", иные органы и организации;

4) сбор информации, имеющей отношение к предмету депутатского расследования, в органах местного самоуправления, организациях, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа "город Якутск", иных органах и организациях;

5) иные формы работы, необходимые для проведения депутатского расследования, не противоречащие действующему законодательству.

Статья 15. Заседания Комиссии

1. Первое заседание Комиссии проводится не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения Якутской городской Думы о проведении депутатского расследования.

2. Очередное (внеочередное) заседание Комиссии созывается председателем Комиссии, а в его отсутствие - заместителем председателя Комиссии.

3. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов, входящих в состав Комиссии.

4. По вопросам, рассматриваемым на заседании Комиссии, принимаются решения. Решения Комиссии принимаются большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на ее заседании. На заседаниях Комиссии ведется протокол.

5. Заседания Комиссии являются закрытыми. Лица, не являющиеся членами Комиссии, могут присутствовать на закрытом заседании только по решению Комиссии. По решению Комиссии может быть проведено открытое заседание. Не допускается оглашение в открытом заседании конфиденциальной информации без согласия лица, к которому относится данная информация, или иного лица, уполномоченного давать согласие на ее распространение.

6. Комиссия обязана разъяснять лицам, присутствующим на заседании Комиссии, ответственность за воспрепятствование проведению депутатского расследования.

Статья 16. Слушания Комиссии

1. Слушания Комиссии проводятся по решению Комиссии. Слушания Комиссии являются открытыми. Порядок организации и проведения слушаний Комиссии утверждается решением Комиссии, в котором предусматриваются место и время проведения слушаний Комиссии, сроки оповещения, которые не могут быть менее 10 дней до проведения слушаний, перечень лиц, приглашаемых на слушания Комиссии, и другие вопросы.

Слушания Комиссии проводит председатель (заместитель председателя) Комиссии. На слушаниях Комиссии ведется протокол. Не допускается оглашение в ходе слушания Комиссии конфиденциальной информации без согласия лица, к которому относится данная информация, или иного лица, уполномоченного давать согласие на ее распространение.

2. Комиссия обязана разъяснять лицам, присутствующим на слушании, ответственность за воспрепятствование проведению депутатского расследования.

Статья 17. Запросы Комиссии

1. В целях полноты и объективности депутатского расследования Комиссия вправе принять решение о направлении запросов в органы местного самоуправления, организации, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа "город Якутск", иные органы и организации.

2. Запрос Комиссии должен содержать:

а) сообщение о проведении депутатского расследования с указанием реквизитов решения Якутской городской Думы о проведении данного депутатского расследования;

б) перечень запрашиваемых сведений, необходимых для проведения депутатского расследования;

в) срок, в течение которого должна быть предоставлена запрашиваемая информация (не более 15 календарных дней со дня получения запроса);

г) форму предоставления информации.

3. Должностные лица обязаны в установленный срок предоставить Комиссии запрашиваемую информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Сбор информации

1. Решение Комиссии о направлении членов Комиссии для сбора информации в органах местного самоуправления, организациях, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа "город Якутск", в течение двух рабочих дней со дня его принятия направляется руководителям указанных органов и организаций.

2. Решение Комиссии должно содержать:

а) сообщение о проведении депутатского расследования с указанием реквизитов решения Якутской городской Думы о проведении данного депутатского расследования;

б) перечень запрашиваемой информации, необходимой для проведения депутатского расследования;

в) список лиц, с указанием должностей, которым поручен сбор информации;

г) разъяснение ответственности за воспрепятствование проведению депутатского расследования.

3. Член Комиссии, собирающий информацию для депутатского расследования, вправе:

а) посещать органы местного самоуправления, организации, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа "город Якутск", при предъявлении копии соответствующего решения Комиссии, удостоверения депутата Думы либо служебного удостоверения, либо удостоверения личности;

б) запрашивать и получать необходимую информацию, имеющую отношение к предмету депутатского расследования, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую тайну, отнесенную к таковой законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой государством тайне;

в) задавать вопросы должностным лицам и гражданам;

г) осуществлять иные действия в соответствии с законодательством.

4. Информация, собираемая Комиссией, должна соответствовать предмету депутатского расследования. Член Комиссии не вправе запрашивать информацию, не относящуюся к предмету депутатского расследования.

Статья 19. Продление срока проведения депутатского расследования

1. В случае, если к окончанию установленного срока проведения депутатского расследования работа Комиссии не может быть завершена, Комиссия вправе внести на рассмотрение Якутской городской Думы проект решения о продлении срока проведения депутатского расследования.

2. К проекту решения о продлении срока проведения депутатского расследования прилагается пояснительная записка, подписанная не менее чем двумя третями членов Комиссии, с изложением оснований для продления срока проведения депутатского расследования.

3. В случае непринятия Якутской городской Думой решения о продлении срока проведения депутатского расследования Комиссия завершает свою работу и вносит на рассмотрение Якутской городской Думы проект решения о завершении депутатского расследования в порядке, установленном настоящим Положением.

Статья 20. Завершение работы Комиссии

1. При завершении своей работы Комиссия утверждает мотивированное заключение по итогам проведения депутатского расследования и, в случае необходимости, готовит проект решения Якутской городской Думы для вынесения на рассмотрение заседания сессии Якутской городской Думы.

В случае принятия Комиссией решения о вынесении результатов проведения депутатского расследования на рассмотрение заседания сессии Якутской городской Думы мотивированное заключение Комиссии по итогам проведения депутатского расследования прилагается к проекту решения Якутской городской Думы о завершении депутатского расследования и является его неотъемлемой частью.

2. Мотивированное заключение Комиссии по итогам проведения депутатского расследования содержит:

а) выводы о достоверности поступившей в Комиссию информации по предмету депутатского расследования;

б) выводы о наличии нарушений должностными лицами Устава городского округа "город Якутск" и (или) иных муниципальных правовых актов;

в) список должностных лиц, чьи решения, действия (бездействие), по мнению Комиссии, повлекли нарушение Устава городского округа "город Якутск" и (или) иных муниципальных правовых актов, прав и свобод граждан;

г) описание последствий нарушения Устава городского округа "город Якутск" и (или) иных муниципальных правовых актов, прав и свобод граждан должностными лицами, указанными в мотивированном заключении;

д) рекомендации по устранению допущенных нарушений Устава городского округа "город Якутск" и (или) иных муниципальных правовых актов, прав и свобод граждан;

е) предложения о направлении обращений в правоохранительные органы о привлечении к ответственности отдельных должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия);

ж) предложения о наложении взысканий на отдельных должностных лиц;

з) предложения о поощрении должностных лиц и граждан;

и) иные предложения и рекомендации.

3. Проект решения Якутской городской Думы о завершении депутатского расследования содержит:

а) пункт о принятии к сведению мотивированного заключения Комиссии по итогам проведения депутатского расследования;

б) пункт о завершении депутатского расследования;

в) пункты о реализации предложений и рекомендаций, изложенных в мотивированном заключении Комиссии по итогам проведения депутатского расследования;

г) иные пункты.

Статья 21. Завершение депутатского расследования

1. Депутатское расследование прекращается решением Комиссии или, в случае принятия комиссией решения о вынесении результатов депутатского расследования на рассмотрение заседания Якутской городской Думы, решением Якутской городской Думы.

2. Решение Якутской городской Думы о завершении депутатского расследования принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Якутской городской Думы.

3. Ответственность должностных лиц за выявленные в ходе проведения депутатского расследования нарушения Устава городского округа "город Якутск" и (или) иных муниципальных правовых актов, прав и свобод граждан устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Ответственность лиц, привлекаемых к депутатскому расследованию

Ответственность должностных лиц и граждан за воспрепятствование проведению депутатского расследования устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).

Статья 23. Хранение материалов депутатского расследования

1. За сохранность материалов депутатского расследования до его завершения отвечает лицо, уполномоченное решением Комиссии.

2. По окончании депутатского расследования материалы депутатского расследования сдаются лицом, уполномоченным Комиссией, в архив и хранятся в установленном порядке.

3. Материалы депутатского расследования, содержащие конфиденциальную информацию, уничтожаются, о чем Комиссией составляется соответствующий акт.

Статья 24. Вступление в силу

1. Настоящий нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава

городского округа "город Якутск"

А.С.НИКОЛАЕВ


НОЯБРЬ '17
СЕГОДНЯ

П В С Ч П С В
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930


Председатель Контрольно-счетной палаты города Якутска Руслан Неустроев и Ирина Атласова, Окружная администрация города Якутска


Депутаты гордумы приняли в первом чтении бюджет Якутска на три года